Динамика развития "живого" русского языка - научный проект СГА Печать

 

Интерес к развитию языка присутствует у всех народов мира, т.к. язык - это отражение быта, культуры, хозяйствования, развития новых форм во всех сферах жизни.

 

Исследуя современные тексты, возникают следующие вопросы. Сколько слов в современном языке, с какой интенсивностью они используются в речи, и какие именно из них предпочтительнее в реальной коммуникации, а какие нет.


Вполне естественно, что на первый вопрос любой ответ будет весьма приблизительным, ибо никому и никогда не удалось бы осуществить такие подсчеты. Недаром существующие словари, которые претендуют на то, чтобы отразить лексику языка в целом, имеют своим пределом объем не более чем миллион слов. Поэтому более приемлемые оценки высказываются не относительно того, сколько слов накопил тот или иной язык за всю историю своего существования, но о том, каким количеством слов обходятся люди в повседневной коммуникации. Например, количественный объем лексики современного русского языка может оцениваться только с известным приближением. Так, например, в Словаре современного русского литературного языка в 17-ти томах, опубликованном в 1948 -1965 годах насчитывается около 120000 слов.


О. Генри в рассказе "Русские соболя" говорит о членах банды, которые, пользуясь лексиконом в двести слов, могут "вести между собой непринужденную беседу". У Г.Бёлля в его романе "И не сказал ни единого слова" герой, от имени которого ведется повествование, убежден, что словарный запас офицера вермахта составляют 120-140 слов, а в телефонных переговорах, которые ведутся через канцелярию епископа, он тоже не превышает у собеседников ста пятидесяти слов. Л.Фейхтвангер в романе "Успех" более точен в статистике: землевладелец располагал словарем в 612 слов, лексикон генерал-майора состоял из 412 слов, агент по перевозке пива обладал словарем из 724 слов, директор департамента пользовался словарем из 1453 немецких слов, 103 латинских, 22 французских, 12 английских и 1 русского слова [1].


Анализируя словари различной направленности, как в печатном, так и в электронном виде, стало понятно, что язык в таких словарях в большей степени книжный, причем выбор учеными-составителями основных терминов для включения в словарь по той или иной области науки, культуры достаточно субъективен. Следует признать, что "живой" русский язык отличается от "мертвого" словарного.


Язык как система находится в постоянном движении, развитии, и наиболее подвержена изменению лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления [2].


В связи с этим интересно исследовать динамику "живого" языка, т.е. проследить как под влиянием совершенствования технологий, возникновения Интернета, различных инноваций, как в области науки, так и культуры изменяется и "живой" русский язык, который аккумулирует понятия и термины, возникающие в процессе развития науки и общества.

 

Язык является не только средством коммуникации, но и средством развития мозга, изменением его структуры, морфологии. Если считать целью образования развитие мозга обучаемого, а именно в этом состоит главная цель обучения, то следует поднять роль языка в обучении, признать его не только средством общения, но также средством дидактики, намеренно тренировать учащихся в употреблении общекультурных и профессиональных терминов и глоссариев.

 

Учитывая важность и значимость для каждого человека владения современным языком и правильное использование терминов и понятий при общении, в письменном тексте, в процессе исследования современного живого языка Современной гуманитарной академии (далее - СГА) поставила перед собой задачу, имеющую важное значение для академии, как образовательного учреждения: создать словари "живого" русского языка современного человека эпохи начала ХХI века для оценивания объема словарного запаса, уровня профессионализма обучающихся. Важно выработать конкретные решения, которые позволят нам поднять дидактику СГА на новый уровень. Язык должен стать основой обучения.

 

Список используемых источников

  1. Звегинцев В.А. "Очерки по общему языкознанию" Изд.2, испр. 2009. 384 с.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002.

Анализ подходов к установлению критериев авторского инварианта для оценки авторства текстов письменных работ

Фокина В.Н., канд. социол. наук, доц., Лукьянова А.В., канд. техн. наук

На примере анализа текстов Д.С. Лихачева, Л.И. Абалкина и Д.А. Керимова исследована возможность применения критерия «суммарная частота употребления служебных слов», предложенного В.П. и Т.Г. Фоменко в качестве авторского инварианта, для оценки авторства текстов письменных работ. Статистическая обработка текстов проведена в автоматизированном режиме с использованием собственной разработки СГА - интеллектуального робота «Живой язык». Для проверки – удовлетворяет ли данный критерий требованиям, предъявляемым к авторскому инварианту, использован показатель математической статистики - коэффициент вариации.

Формирование словаря «живого» русского языка с использованием средств информатизации

Широкова М.Е., канд. социол. наук, Потоцкая Е.Д.

В статье рассмотрены возможности применения программного обеспечения по автоматизированному электронному семантическому анализу текстов для формирования частотного словаря «повседневных» слов, которые употребляются в обыденной речи как средство коммуникации. В качестве объективного критерия для включения слова в словарь «живого» языка выбрана относительная частота употребления слова. Приведен сравнительный анализ словаря современного «живого» языка и словаря Даля на предмет совпадения входящих в них понятий, рассчитана скорость появления и «устаревания» понятий в «живом» русском языке на исследуемом временном интервале.

Анализ подходов к установлению критериев построения индивидуального лексического профиля с целью определения авторства текстов

Фокина В.Н., к.соц.н., доцент, директор НИИ эдукологии НАЧОУ ВПО СГА; Лукьянова А.В., к.т.н., доцент кафедры «Менеджмент и организация производства» НАЧОУ ВПО СГА; Широкова М.Е. к.соц.н., доцент  кафедры «Социология» НАЧОУ ВПО СГА

В статье рассмотрены возможности определения авторства текстов на основе критериальной системы построения индивидуального лексического профиля. Показаны возможности составления «ядра» словаря автора методами математической статистики и возможности оценки авторства на основе различных статистических критериев.

Лексическое богатство человека и степень его образованности

Фокина В.Н., к.соц.н., доцент, директор НИИ эдукологии НАЧОУ ВПО СГА; Лукьянова А.В., к.т.н., доцент кафедры «Менеджмент и организация производства» НАЧОУ ВПО СГА; Широкова М.Е. к.соц.н., доцент  кафедры «Социология» НАЧОУ ВПО СГА

В статье представлены результаты исследования влияния возраста и уровня образованности человека на объем и качество его словарного запаса. Установлено, что зависимость объема словарного запаса человека от продолжительности образования носит практически линейный характер.