Дистанционное образование Печать

 

Развитие всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий

Из доклада ректора Современной гуманитарной академии профессора М.П. Карпенко на заседании Высшего совета Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" 27 апреля 2004 года.

В докладе рассмотрены социальный, мировоззренческий, методологический и юридический аспекты информационно-коммуникационного обучения, которые должны учитываться в разработке стратегии и реализации образовательной политики России.

 

Развитие распределенного и трансграничного образования на базе информационно-коммуникационных технологий

Карпенко М.П., д.т.н., профессор, президент Современной гуманитарной академии, Москва.

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к современному образованию. Показано, что решение проблемы создания адекватной требованиям времени российской системы непрерывного образования может быть достигнуто на пути внедрения информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий (ИК ДОТ). Перспективы развития инновационной экономики России - когнитивной экономики - напрямую связаны с уровнем образования его населения, в особенности образования непрерывного. Проанализированы возможности вузов с традиционной технологией обучения и распределенных вузов, реализующих ИК ДОТ. Показано, что современные тенденции и условия развития общества позволяют российской системе высшего образования построить самую прогрессивную структуру высшего образования, экономящую значительные средства на строительство и содержание зданий. Распределенные вузы, с одной стороны обеспечивают массовое непрерывное качественное высшее образование на месте проживания, обеспечивают регионам сохранение и преумножение кадрового потенциала высокообразованных работников. С другой стороны - позволяют на основе новых технологий развивать трансграничное образование, делая Россию конкурентоспособной на рынке образовательных услуг не только в России, но и за рубежом.

 

Современные информационно-коммуникационные технологии в становлении инклюзивного общества

В.Н. Фокина, А.В. Слива, В.А. Березовский.

В статье рассмотрены актуальные вопросы современного общества - максимально полного вовлечения в общественную жизнь людей с ограниченными возможностями и ищутся пути ее решения. Президент России отметил важность инклюзивного образования, т.е. обеспечивающего свободный доступ к нему для детей с ограниченными возможностями для их полноценной интеграции в общество.
Отмечено, что реализация законодательных прав инвалидов сталкивается с отсутствием реальных возможностей по их использованию, в частности в получении образования. Реальным решением вопроса является развитие дистанционных образовательных технологий. В статье описана технология СГА с использованием интеллектуального робота "ЛиК", которая позволяет людям с ограниченными возможностями обучаться не только по отдельным курсам, но и полноценно осваивать образовательные программы высшего образования.

 

Технологии индивидуализации обучения в вузе

Из доклада ректора СГА М.П. Карпенко на Всероссийской междисциплинарной научной конференции 27.12.07г., Москва.

СГА с первого дня своего существования поставила перед собой задачу: дать возможность всем гражданам России независимо от их возраста, места проживания, способностей и пр. получить качественное образование. Эта задача в полной мере соответствует положению Конституции РФ о доступе к образованию всех граждан России. Дистанционные образовательные технологии позволили реализовать эту задачу на практике. В статье подчеркивается, что одним из главных факторов для обучающихся, имеющих разные способности и психофизические возможности, является индивидуализация обучения. В результате изучения студента как когнитивного человека, человека, усваивающего знания и умения, мы, по-видимому, должны приступить к дифференциации этих людей, и в соответствии с их когнитивными особенностями давать им рекомендации, как им правильно и наиболее эффективно учиться, исходя из их психологических, физиологических, нейрологических и когнитивных способностей. В монографиях "Телеобучение", "Когномика", подготовленных специалистами СГА, подробно рассматриваются вопросы динамики и фактор развития интеллектуальных способностей, вклад образования в развитие интеллекта.

Дидактические возможности ROWEB-технологий в условиях высшего образования

Дмитриева Т.Л., директор Арзамасского филиала СГА

Бурное развитие информатизации, телекоммуникации, компьютерных наук, социальных сетей на веб-технологиях дает для революции в образовании не только инструментарий, но также инфраструктуру и хорошо подготовленного массового потребителя новых образовательных услуг. Ровеб-технологии СГА позволяют перейти к методам индивидуального обучения в любых географических пунктах, то есть дистанционно. Учебные занятия представляют собой онлайновую работу студента через виртуальные серверы вуза. Облачный компьютинг СГА позволяет осуществлять прямой доступ обучающихся через ПК посредством Интернет-сайта «Личная студия» (сайт http://edu.muh.ru) к информационным и образовательным ресурсам академии из любой точки, в которой имеется доступ к Интернет. Коллегиальная среда СГА базируется на веб-технологиях и предусматривает самостоятельную работу студентов. Она охватывает оценки творческих работ в форме взаимных зачетов, самоаттестации.

Высшее образование в обществе знаний

Из доклада д.т.н., проф. М.П.Карпенко Международная академия информатизации, научная конференция в Президент-отеле 8-9 окт. 2010г.

В обществе знаний непрерывность образования становится жизненной необходимостью прогресса и конкурентоспособности, как личности, так и государства. С учетом опыта СГА можно смело утверждать, что на сегодня потенциал российского высшего образования, составляющий как минимум 39%, может быть освоен за счет развития ДОТ на базе информационно-коммуникационных технологий. В статье показано, что пора уходить от стандартных схем в образовании. Этого требует инновационное развитие экономики России. Особая роль отводится развитию трансграничного образования на основе дистанционных образовательных технологий. В статье приводятся предложения по развитию законодательного поля для распределенных вузов. Вводится такое понятие как "инновационный альянс", позволяющий кооперироваться вузам между собой, а также вовлекать в альянс научные организации, предприятия. Таким образом, возможно преодолеть, например, дефицит отдельных профессий в регионах. Дистанционные технологии и инновационные альянсы дадут возможность продвинуть образовательные программы до самых отдаленных территорий России, в том числе за рубеж.

 

Качество образовательной среды как гарантия качества профессионального образования

Доклад М.П.Карпенко, В.Н.Фокина, А.В.Слива РАГС 21-23 окт. 2010 г. Международный форум "Гарантии качества профессионального образования".

Вопросы качества высшего образования рассмотрены на основе проекта закона "Об образовании в РФ". Отмечается, что предлагаемая в законе система оценки качества вуза только по соответствию федеральным образовательным стандартам отстает от современных представлений о качестве обучения. Подчеркнуто, что качество образования определяется двумя факторами - способностями и образовательной средой. То есть, есть только два пути обеспечения качества обучения. Первый - это отбор в вуз людей с наилучшими способностями. Второй - повышение качества образовательной среды. В массовом образовании мы должны обучать людей со средними способностями, и образовательная среда становится ведущим фактором обеспечения качества образования, и на ее оценку следует ориентироваться при оценивании вузов.

 

О лицензионных требованиях к вузам, реализующим образовательные программы высшего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

д.т.н., проф. Карпенко М.П., к.соц.н., доц. Фокина В.Н., к.т.н., с.н.с. Слива А.В. (журнал «Право и образование». 2012. № 10. С. 4-13)

В статье рассмотрена проблема изменений в лицензионных требованиях к вузам, связанных с легитимизацией электронных и дистанционных образовательных технологий. Показано, что указанные технологии являются адекватной реакцией социума на бурные изменения, характеризующие современный этап развития цивилизации. Выделены основные положения и параметры, которые должны стать основой формирования новых лицензионных требований к вузам с учетом современных образовательных технологий.

 

Обеспечение равнодоступности образования на основе информационных и телекоммуникационных дистанционных образовательных технологий

Из доклада С.Н.Павлова Сочи, 19-21 мая 2011г., Международный фестиваль "Электронное будущее - 2011".

В статье рассматривается влияние ЕГЭ на доступность к образованию. Для России с ее огромными, во многих случаях труднодоступными территориями, равнодоступность должна являться одним из основных принципов развития образования, что закреплено, в частности, в соответствующем законодательстве страны. Однако, данные, приведенные в статье, показывают, что традиционные образовательные технологии обучения не позволяют давать качественные знания школьникам отдаленных регионов. Отсутствие учителей, их подчас низкая квалификация, отсутствие современного оборудования, техники превращают школьные занятия в отдаленных регионах в формальный признак школьного образования. Результат налицо. В статье приведены таблицы, статистические данные, показывающие, что школьники отдаленных районов имеют более низкие оценки по результатам ЕГЭ. Это нарушает их конституционные права на доступность высшего образования.

 

Законодательные проблемы реализации обучения для инвалидов

Тараканов Валений Павлович, ректор НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия, к.и.н., профессор. Сб. материалов круглого стола «Люди с инвалидностью в информационном поле», 2 июня 2014 года, Государственная Дума ФС РФ

Во всем мире уделяется огромное внимание обеспечению высокого качества жизни для людей с ограниченными возможностями. Эта проблема характерна и для России. 20-летний опыт СГА по использованию дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ через сеть своих филиалов доказал эффективность применения инновационных образовательных технологий, дав возможность получения образования столичного уровня любому гражданину независимо от его места проживания, состояния здоровья, социального положения. В ходе обучения в электронной среде студент эффективно осваивает современные информационно-коммуникационные технологии, владение которыми во много раз повышает его шансы на успешную социализацию (в том числе, трудоустройство).

 

 

Дистанционное образование: этапы развития перспективы в школе, СПО, вузе

Костина Ирина Васильевна, директор Златоустовского филиала СГА, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В статье рассмотрены характерные черты дистанционного образования: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированный контроль качества образования, использование специализированных технологий и средств обучения. Дан краткий обзор этапов становления технологии дистанционного образования. Отмечено, что стратегическая цель ДО – обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

 

Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительных учреждениях

Монография д.т.н., д.пед.н., д.э.н., д.соц.н. Волова Вячеслава Теодоровича, директора Самарского филиала СГА.

В представленной монографии автор исследует проблему борьбы с рецидивной и внутритюремной преступностью через создание специально организованной образовательной среды на базе ДОТ. Автором показано, что до последнего времени в образовательной структуре пенитенциарной системы отсутствовало звено высшего образования, являющееся основой воспроизводства интеллектуальных ресурсов и основным механизмом социализации личности к быстроизменяющимся условиям современного мира. На примере компаративного анализа изменения личностных характеристик студентов вузов продемонстрировано, что дистанционные информационно-коммуникационные технологии являются наиболее перспективными с точки зрения социальной адаптации индивида к реалиям современной России, что может служить основанием для рекомендации их к использованию в пенитенциарных учреждениях. Далее автор описывает оригинальный проект высшего образования в пенитенциарной системе России на базе спутниковых информационно-коммуникационных технологий и результаты лонгитюдного мониторинга нормативно-ценностных характеристик осужденных. В монографии излагается разработанная автором концепция управления социализацией личности осужденного, включающая традиционные и инновационные принципы управления, энтропийный метод диагностики к устойчивости нормативно- ценностных характеристик и процессуальную модель инновационного механизма социализации личности осужденного в ИУ при получении высшего образования. Книга будет полезна научным работникам и аспирантам, специализирующимся в пенитенциарной педагогике, социологии, психологии, уголовно-исполнительном праве.

 

На европейском уровне

Озеров А.А., директор центра по работе в интересах государственных и муниципальных структур Современной гуманитарной академии

Активное использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет СГА организовать процесс обучения в любых территориально удаленных учебных центрах, а также, при немногочисленном составе учащихся, - в пунктах дистанционного обучения. Они объединены в единую систему и призваны решать задачи распространения образования и культуры в самые проблемные области общественного устройства. Современная гуманитарная академия является одним из основных партнеров уголовно-исполнительной системы России. Социальный проект СГА направлен на обеспечение последующей реабилитации заключенных и выражается следующей формулой: «Через высшее образование - борьба с криминализацией общества, движение к цивилизованному рынку труда без дополнительного бюджетного финансирования».

 

 

Ресоциализация личности заключенного в рамках восстановительного правосудия

Николаева Марина Геннадьевна, преподаватель Нижегородского филиала СГА

Восстановительное правосудие – это комплекс мер реагирования на совершенное преступление, главной задачей которых является восстановление нарушенных общественных отношений, причиненного преступлением, путем примирения жертв и преступников, в целях исцеления жертв, ресоциализации осужденных и возмещения ими ущерба потерпевшим. Практика восстановительного правосудия реализуется на Западе в различных формах: службы пробации, социальные и психологические службы, общинные образования и пр. Важно одно: восстановительное правосудие, выходя на социальную арену как новый способ реагирования на преступления, устанавливает связи кооперации не с «чистым» уголовным процессом, а с уголовным процессом, уже находящимся в социально-реабилитационной инфраструктуре.

 

Особенности ценностно-смысловой сферы осужденных, включенных в процесс получения образования

к.с.н. Баханова Е.В., начальник ПС УФСИН, майор внутренней службы Краснова Н.В., Ульяновский филиала СГА

Общеизвестно, что процесс воспитания и образования человека в определенной степени формирует его ценностно-смысловые ориентации, а в широком смысле способствует повышению осмысленности жизни. Получение человеком профессиональных знаний, умений и навыков не только позволяют повысить компетентность, но и в известной степени способствует качественным изменениям в личности, расширяют границы его мировоззрения. В психологическом отношении дистанционное образование способствует проявлению и развитию индивидуальности каждого осужденного, развитию социально одобряемых и осознанных жизненных ценностей и планов, позволяет максимально использовать время нахождения в местах лишения свободы с пользой на будущее, и, в конечном итоге, формирует готовность к успешной ресоциализации и последующему эффективному трудоустройству.

 

Профессиональная ориентация осужденных в процессе подготовки их к освобождению

к.с.н. Баханова Е.В., заместитель начальника УФСИН России по Ульяновской области, полковник внутренней службы Москвичев К.В., Ульяновский филиала СГА

Одной из наиболее важных задач Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года является успешная ресоциализация осужденных после освобождения. Подготовка к освобождению начинается с первых дней пребывания осужденного в исправительном учреждении области. По прибытии в учреждение с осужденными всеми сотрудниками исправительных колоний проводится комплекс воспитательных мероприятий, направленных на разъяснение им условий содержания в местах лишения свободы, возможности трудоустройства, получения образования и профессий, востребованных на рынке труда.

 

Здоровьесберегающее обучение в СГА как элемент системы управления качеством образования в вузе (Часть 1)

В.В. Логинов, Л.М. Качалова, Е.В. Чмыхова, В.Н. Фокина

Статья рассматривает технологии обеспечения здоровья в вузах РФ, а также обеспечения безопасности инновационных образовательных технологий. Показана технология здоровьесберегающего обучения в СГА и обеспечение здоровья студентов СГА за счет скрининга, дифференциальной диагностики, коррекции и мониторинга донозологических напряженностей в функциональных системах студента в процессе обучения.

 

 

Институт оздоровления учащихся (ИОУ) - отдельное подразделение СГА, основной целью которого является привитие студентам модели поведения, основанной на стремлении к здоровью. Мы обеспечиваем физическое и интеллектуальное здоровье студентов не только в течение всего процесса обучения, но и как поведенческую установку на успешность дальнейшего карьерного роста