Практическая дидактика
Практическая дидактика Печать

 

Практическая дидактика

В материале приведены исследования по развитию дидактики и ее современному значению в проектировании и реализации образовательного процесса. Показано, что необходимо осуществлять поиск таких дидактических средств, которые способствуют превращению обучения в высоко эффективный технологический процесс с гарантированным результатом обучения.

 

Научно-методические основы образования XXI века. Развитие организационно-дидактических методов образования

Из доклада Карпенко М.П.на V Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование» Москва, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, 8 ноября 2010 г.

В данной статье рассматриваются организационно-дидактические схемы обучения, порождаемые новыми технологиями, и прогнозируются тренды их развития.

 

Организация и дидактика образования на основе информатизации и роботизации

Доклад прочитан М.П. Карпенко по просьбе ректора Московского городского университета управления В.М.Глущенко в рамках программы повышения квалификации деканов факультетов и заведующих кафедрами по образовательной программе «Дистанционные образовательные технологии и их учебно-методическое обеспечение»/

В докладе рассмотрены причины возрастания объемов высшего образования в мире, а также уделено большое внимание количественному, качественному и масштабному обучению, исходя из топографического фактора. Показана эффективность широкого внедрения и использования интеллектуальных роботов в обучении.

 

Особенности и проблемы дидактики в условиях когнитивного общества

По материалам монографии М.П. Карпенко "Когномика" (гл.4). В подготовке материала принимал участие А.В. Слива.

Рассматривается изменение дидактики образования в условиях новой парадигмы обучения, порожденной внедрением в образовательный процесс информационных технологий. Показан инновационный комплекс, который привносит в учебный процесс инфокогнитивная дидактика.

 

Индивидуальная образовательная траектория обучаемого и управление потоками знаний

По материалам монографии М.П. Карпенко "Когномика" (гл.4). В подготовке материала принимали участие В.Н. Фокина, А.В. Слива.

Рассмотрены различные компетентностные модели, которые в настоящее время уже применяется в практике европейских вузов и полезны для развития в России компетентностного подхода в образовании. Разработаны уровни освоения предметных областей обучаемыми, позволяющими строить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучаемого.

 

Технологические параметры образовательной среды распределенного вуза

По материалам монографии М.П. Карпенко "Телеобучение" (гл. 7). В подготовке материала принимали участие В.Н. Фокина, В.Г. Ерыкова.

Один из критериев качества вуза - это качество образовательной среды. В статье показан пример расчета параметров распределенного вуза, использующего информационные коммуникационные технологии по потребностям в оборудовании (электронных учебных мест), учебных продуктах, количестве преподавателей, учебных площадях и численности учебно-вспомогательного персонала.
Из практики СГА расчет проводится путем формирования дидактических матриц в зависимости от заданных параметров. Кроме того, определяется объем учебной работы, типы учебных мест и потребность в них, а также потребность в видах и количестве учебных продуктов. При этом все эти параметры связаны с видами учебных занятий.

 

Элементы практической дидактики (презентация - ppt)

По материалам доклада Ерыковой В.Г. «Инновационные педагогические технологии»

Практическая дидактика - область дидактики, к которой относится научно обоснованный выбор видов учебных занятий, их сочетания, организации проведения и материально-технического оснащения. В СГА первым шагом на пути к разработке практической дидактики стало создание дидактических матриц для определения связей параметров, характеризующих учебный процесс. В материале приведена дидактическая матрица типового модуля.

 

Информационно-образовательные среды

По материалам статьи Шабанова А.Г., директора Новосибирского филиала СГА, Шороховой Т.И., заместителя директора Новосибирского филиала СГА. Международная научно-практическая заочная Интернет-конференция «Выпускник на рынке труда». Москва, 20 февраля – 1 июня 2011 г.

Современные образовательные процессы не могут проходить без включения в обучение широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации. Информационная среда, созданная на базе высокотехнологических средств информатизации, видится как составная часть среды процесса обучения в вузе. СГА рассматривает информационно-образовательную среду (ИОС) в рамках решения задач совершенствования дидактической теории и практики применительно к резко изменяющимся социально-экономическим условиям. Специалисты академии создают модель педагогического процесса, в которой реализуются дидактические возможности инновационных технологий, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу педагога и студентов, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по учебной дисциплине, направленные на развитие целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Можно выделить три типа сред: ориентированные на представление знаний, на самостоятельную деятельность по приобретению знаний, а также смешанный тип сред.